Готтентотский фартук у женщин фото


Готтентоты.

Готтентоты – древнейшее племя в Южной Африке. Название его происходит от нидерландского hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. С 19 века термин «готтентот» считается оскорбительным в Намибии и ЮАР, где его заменили на термин кой-коин, производный от самоназвания нама. Вместе с бушменами кой-коин принадлежат к койсанской расе – самой своеобразной на планете. Ряд исследователей отмечали способность людей этой расы впадать в состояние неподвижности, сходное с анабиозом, в холодное время года. Эти люди ведут кочевой быт, который белые путешственники в 18 веке считали грязным и грубым.

Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, низкий рост (150-160 см), желто-медный цвет кожи. При этом кожа готтентотов очень быстро старится, и люди среднего возраста могут покрыться морщинами на лице, на шее, на коленях. Это придает им преждевременно старческий вид. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая с медным отливом кожа придают бушменам некоторое сходство с монголоидами. Кости конечностей у них имеют почти цилиндрическую форму. Для них характерно наличие стеатопигии - положение бедра под углом 90 градусов к талии. Считается, что так они адаптировались к условиям засушливого климата.

Что интересно, жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Женщины часто имеют непомерно развитые длинные половые губы. Такую особенность стали называть готтентотским передником. Эта часть тела даже у невысоких готтентоток достигает 15–18 сантиметров в длину. Половые губы иногда свисают до колен. Даже по туземным понятиям этот анатомический признак отвратителен, и с древних времен у племен был обычай удалять половые губы перед вступлением в брак.

После того, как в Абиссинии появились миссионеры и стали обращать в христианство туземцев, был введен запрет на такие хирургические вмешательства. Но туземцы стали противиться таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе жениха. Тогда сам Папа Римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Жан-Жозеф Вирей так описывал этот признак. «У бушменок есть нечто вроде кожаного фартука, свисающего с лобка, закрывая половые органы. В действительности, это не более, чем удлинение малых срамных губ на 16 см. Они выступают с каждой стороны за большие срамные губы, которых почти нет, и соединяются сверху, образуя капюшон над клитором и закрывая вход во влагалище. Их можно поднять над лобком, как два уха». Далее он делает вывод, что этим «…можно объяснить естественную неполноценность негритянской расы по сравнению с белой».

Ученый Топинар, проанализировав особенности койсанской расы, пришел к выводу, что наличие «передника» совершенно не подтверждает близость этой расы к обезьянам, так как у многих обезьян, например, у самки гориллы, эти губы совершенно невидимы. Современные генетические исследования установили, что среди бушменов сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Что указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа и говорить, что готтентоты – не люди, по меньшей мере ненаучно. Именно готтентоты и родственные им группы относятся в главной расе человечества.

Археологически зафиксировано, что уже 17 тысяч лет назад койсанский антропологический тип отмечался в районе слияния Белого и Голубого Нила. Кроме того, фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи явно напоминают женщин койсандской расы. Некоторые оспаривают корректность этого сходства, так как бёдра найденных фигурок выдаются под углом 120° к талии, а не 90°.

Полагают, что готтентоты, как древнее аборигенное население южной оконечности Африканского материка, некогда расселялись и кочевали с огромными стадами по всей Южной и значительной части Восточной Африки. Но постепенно со значительных территорий их вытеснили негроидные племена. Готтентоты тогда обосновались в основном в южных районах современной территории ЮАР. Они раньше всех народов юга Африки освоили выплавку и обработку меди и железа. А к моменту появления европейцев начали переходить к оседлости и заниматься земледелием.

Путешественник Кольб описывал их способ обработки металла. «Выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубины и разводят там сильный огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет жёлоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно».

Вместе с тем, мерилом богатства у этого племени всегда был скот, который они оберегали и практически не использовали для еды. Скотом владели большие патриархальные семьи, у некоторых поголовье доходило до нескольких тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины готовили пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища всегда была основой питания племени. Если они хотели поесть мяса, то добывали его на охоте. Весь их быт до сих пор подчинён скотоводческому образу жизни.

Живут кой-коин в лагерных стоянках – краалях. Эти стоянки сделаны в виде круга и обнесены изгородью из колючих кустарников. По внутреннему периметру расположены круглые хижины из прутьев, покрытые шкурами животных. Хижина имеет диаметром 3—4 м; закреплённые в ямках несущие жерди скрепляются горизонтально и покрываются плетёными тростниковыми циновками или шкурами. Единственный источник света в жилище — низкая дверь (не выше 1 м), прикрытая циновкой. Основная мебель — кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда — горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. 50 лет назад использовались каменные ножи, которые сейчас заменены на железные. Каждая семья занимает отдельную хижину. Вождь с членами клана живет в западной части крааля. При вожде племени имеется совет старейшин.

Раньше готтентоты одевались в накидки из выделанной кожи или шкуры, на ногах носили сандалии. Они всегда были большими любителями украшений, причем их любят как мужчины, так и женщины. Мужские украшения - браслеты из слоновой кости и меди, а женщины предпочитают железные и медные кольца, ожерелья из скорлуп. Вокруг щиколотки они носили полоски кожи, которые трещали, ударяясь друг о друга. Так как живут готтентоты в крайне засушливом климате, моются они очень своеобразно: натирают тело влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся. Вместо крема до сих пор используют животный жир.

Раньше у готтентотов практиковалось многожёнство. Уже к началу 20 века моногамия сменила полигамию. Но до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» — выкупа за невесту скотом, либо деньгами в сумме, эквивалентной стоимости скота. Раньше существовало рабство. Рабы-военнопленные обычно пасли скот и ухаживали за ним. В 19 веке часть готтентотов была обращена в рабство, смешалась с рабами-малайцами и с европейцами. Они образовали особую многочисленную этническую группу населения Капской провинции ЮАР. Оставшаяся часть готтентотов бежала за реку Оранжевую. В начале 20 века эта часть вела ожесточенную войну с колонизаторами. В неравной борьбе они потерпели поражение. Было истреблено 100 000 готтентотов.

В настоящее время сохраняется всего несколько небольших племен готтентотов. Они живут в резервациях и занимающихся скотоводством. Современное жилище, как правило, небольшие квадратные домики из 1—2 комнат с железной крышей, скудной мебелью и алюминиевой посудой. Современная одежда у мужчин — стандартная европейская; женщины предпочитают заимствованную у жён миссионеров одежду XVIII—XIX века, используя цветные и яркие ткани.

Основная масса готтентотов работает в городах, а также на плантациях фермеров. Несмотря на то, что некоторые утратили все особенности быта и культуры и приняли христианство, значительная часть кой-коин сохраняют культ предков, почитают луну и небо. Верят они в Демиурга (небесного бога-творца) и героя Хейсиба, почитают божеств безоблачного неба Хума и дождливого — Сума. В качестве злого начала выступает кузнечик богомол.

Готтентоты считают роженицу и ребенка нечистыми. Чтобы сделать их чистыми, над ними совершается странный и неопрятный обряд очищения, при котором мать и дитя натирают прогорклым жиром. Эти люди верят в магию и колдовство, амулеты и талисманы. До сих пор существуют колдуны. По традиции, им запрещено мыться, и со временем они покрываются толстым слоем грязи.

Большую роль в их мифологии играет луна, которой посвящают танцы и молитвы в полнолуние. Если готтентот хочет, чтобы ветер утих, то он берет одну из самых толстых шкур и подвешивает ее на шесте в убеждении, что, сдувая шкуру с шеста, ветер должен потерять всю свою силу и сойти на нет.

pikabu.ru

Атлас детской и подростковой гинекологии. А. С. Вольф, юз. Миттаг Перевод с немецкого Под редакцией академика рамн в. И. Кулакова Москва Издательский дом гэотар-мед 2004

ПричиныПричиной гипертрофии половых губ являют­ся генетические отклонения в формировании на-

ружных половых органов, которые у европейс­ких народов встречаются спорадически. Однако у некоторых народов эта аномалия наблюдается гораздо чаще или, наоборот, исключительно ред­ко.

Клинические проявленияЭта аномалия развития известна также как «фартук готтентотов» (рис. 6-15). Характерным для нее является способность малых половых губ растягиваться до 15 см при нормальной растяжи­мости больших половых губ. Небольшое содер­жание жира в больших половых губах у этих па­циенток приводит к тому, что гипертрофирован­ные малые половые губы выступают еще резче. Чрезмерно развита также крайняя плоть клитора, которая служит как бы занавеской для него. Рост малых половых губ происходит асимметрично (рис. 6-16), он может опережать также развитие крайней плоти. В отличие от мнения, которое приводится в некоторых учебниках, речь идет не о временном явлении, которое обусловлено тем, что большие половые губы еще недостаточно раз­виты. Ошибочен также термин «мастурбацион-ная гипертрофия», который еще можно встретить в старых руководствах.ЛечениеПластическая операция при гипертрофии по­ловых губ затрагивает также крайнюю плоть кли­тора. Эта операция носит косметический харак­тер и выполняется для устранения психотравми-рующего действия аномалии на девушку. При выполнении операции следует соблюдать осто­рожность, чтобы не иссечь слишком много тка­ней (рис. 6-17, 6-18).Псевдогипертрофия клитораЕсли гипертрофия половых губ начинается с усиленного роста крайней плоти, она может ими­тировать гипертрофию клитора (рис. 6-19).Сращения вследствие воспалительного процес­са, вызываемого скапливающейся смегмой, еще больше увеличивают размер крайней плоти, при этом тело и головка клитора остаются неизме­ненными (рис. 6-20). Головка клитора имеет ди­аметр 4—5 мм и пальпируется позади кожной складки.

Рис. 6-14. Адреногенитальный синдром у 15-летней девушки, о - состояние после неудачной реконструкции в 5-летнем возрасте. То­чечное отверстие урогенитольного синуса, который во время первой операции раскрыт, От клитора была отсечена лишь головка; б - вскрытие урогенитольного синуса, оставшегося после первой операции; в - во время операции наступила эрекция ствола клито­ра, который при первой операции был лишь погружен кисетным швом, Такой метод в настоящее время не применяется и описывается лишь в специальных руководствах; г- вид промежности после завершения операции,

Следует упомянуть также о синдроме Нонне— Милроя, который представляет собой семейное заболевание, наследуемое по аутосомно-доминан-тному типу и характеризующееся хроническим безболезненным лимфатическим отеком нижнихконечностей. На рис. 6-21 показаны фотографии промежности 12-дневной девочки, у которой ди­агностировали «чрезмерную гипертрофию клито­ра». Диагноз не подтвердился, так как была уве­личена лишь крайняя плоть. После спонтанного

Рис. 6-15, а-д. Гипертрофия малых поло­вых губ. Так называемый фартук готтенто­тов у представительниц койсанской груп­пы народов (Schulze, 1928),

Рис. 6-16. Гипертрофия половых губ у 12-летней девочки, а - первые признаки будущей гипертрофии половых губ - быстрый асиммет­ричный рост малых половых губ и крайней плоти клитора (см. рис, 6-19); б- та же девочка спустя 2 года,

разрешения отека через полгода была выполнена резекция крайней плоти и отечной части малых половых губ (см. рис. 6-21, б и в).Аномалии развития больших половых губ

Аномалии развития больших половых губ ред­ки и проявляются лишь в их асимметрии, кото­рая обычно бывает обусловлена гиперплазией

ткани больших половых губ, например при ре-тикулофиброматозе (рис. 6-22), лимфангиома-тозе, липоматозе и т. п.ЛечениеДля восстановления симметричности больших половых губ прибегают к веретеновидному иссе­чению кожи с подлежащей гиперплазированной тканью большой половой губы.

Рис. 6-17. Гипертрофия половых губ у 18-летней девушки, о - лос-кутовидное увеличение крайней плоти, малых половых губ и зад­ней комиссуры; б- одна из иссеченных половых губ; в - вид про­межности после иссечения избыточных тканей.

Рис. 6-18. Гипертрофия половых губ. о и б - состояние после не­достаточной хирургической коррекции; в - вид промежности пос­ле повторной коррекции.

Рис. 6-19. Псевдогипертрофия клитора и сращения в области задней комиссуры у девочки с начальной стадией гипертрофии половых губ. Рис 6-20. Псевдогипертрофия клитора при его воспалении.

Рис. 6-21. 12-дневная девочка с синдромом Нонне—Милроя, о - резко увеличенная крайняя плоть; б - через полгода отмеча­ются индурация крайней плоти и отек малых половых губ, По вре­мя операции оказалось, что клитор не увеличен, отек затрагива­ет только крайнюю плоть и малые половые губы; в - состояние после операции,

Рис. 6-22, о и б. Односторонняя гипертрофия больших половых губ. 6..4. Опухоли

Истинные опухоли наружных половых органов и влагалища в детском возрасте встречаются крайне редко. Иногда на боковой стенке влагалища на­блюдаются резидуальные кисты гартнеровского канала. Важное клиническое значение имеют также остроконечные кондиломы {condylomataacuminata), показанные на рис. 6-23.

Встречающиеся иногда поверхностные обра­зования на малых половых губах и в области дев­ственной плевы, представляющие вариант нор­мального строения, бывает трудно отличить от остроконечных кондилом. Речь идет о плотно расположенных сосочках, которые отличаются от кондилом тем, что содержат сосуды. Такие со­сочки образуются и при папиллярном гирсутизме {hirsutiespapillaris), который у мужчин локализу­ется в области венечной борозды полового чле­на, а у женщин — в области преддверия влагали­ща и на малых половых губах (рис. 6-24).

6.5. ПоврежденияИногда к детским гинекологам обращаются по поводу повреждений наружных половых органов. Причиной повреждений часто бывает падение во время игр или спортивных занятий промежнос­тью на твердый предмет, например падение на раму велосипеда при соскальзывании ног с педа­лей. Даже небольшие надрывы вызывают силь­ное кровотечение, чаще, однако, появляются выраженный отек тканей и гематомы.ЛечениеПовреждения наружных половых органов обыч­но имеют легкий характер и вначале требуют в ос­новном ухода за поврежденной областью. Прикла­дывание холода способствует уменьшению отека.При повреждениях наружных половых орга­нов даже у маленьких девочек врачу следует всегда иметь в виду возможность изнасилова­ния или развратных действий (см. гл. 11).При тяжелых повреждениях показана рекон­структивная операция, которую можно выполнить также в отдаленные сроки после травмы (рис. 6-25).6.6. Воспалительные заболевания

Наиболее часто за консультацией к детскому гинекологу обращаются по поводу воспалитель­ных заболеваний наружных половых органов и влагалища. По-видимому, каждая девочка в пе­риод своего развития хотя бы один раз переболе­ла вульвовагинитом, однако обращаемость к детс­кому гинекологу по этому поводу остается низкой. Причина кроется как в особенностях детского организма, так и в отношении к заболеванию родителей и врача. Чем выше неучитываемые ста­тистические данные, тем выше бывает частота спонтанного выздоровления.

Почему девочку необходимо при вульвоваги-ните показать врачу?

Рис. 6-23. Кондиломатоз у 2-летней девочки, поражающий вульву и распространяющийся на перивульварную область и задний проход,
  • Вульвовагинит отрицательно сказывается как на физическом, так и психическом состоянии девочки.
  • При вульвовагините следует исключить ино­родное тело влагалища как причину неспеци­фического воспалительного процесса.
  • При специфической инфекции часто проис­ходит хронизация воспалительного процесса, для прерывания которого необходима этиот-ропная терапия.
  • Вульвовагинит может привести к развитию хронической инфекции мочевых путей.
  • При вульвовагините следует исключить анома­лии развития половых органов как фактор, спо­собствующий развитию воспалительного про­цесса, а также нарушение развития девочки.
  • Часто при вульвовагините первичный очаг ин­фекции локализуется в ЛОР-органах.
  • В некоторых случаях вульвовагинит может быть следствием изнасилования или развратных действий (см. гл. 11).
  • При обращении по поводу вульвовагинита можно провести разъяснительную беседу с де­вочкой, а также с матерью о гигиене половых органов (см. гл. 3).
Об условиях, необходимых для проведения ги­некологического исследования, было сказано в гл. 1. Минимальное оснащение, которым должен располагать врач для осмотра, должно включать кушетку и гинекологическое кресло, хорошее освещение, фазово-контрастный микроскоп с им­мерсионной оптикой.Методика осмотра описана в гл. 1.

Рис. 6-24, о и б. Папиллярный гирсутизм - редко встречающиеся поверхностные сосочковые образования на малых половых губах и в области преддверия влагалища, При кольпоскопии в сосоч­ках можно видеть хорошо выраженную капиллярную сеть, кото­рая позволяет отличить их от остроконечных кондилом.

Методы исследования

КольпоскопияТехника кольпоскопии была описана в гл. 1. Это исследование показано при гнойных или кровянистых выделениях из влагалища. Хотя у маленьких девочек выполнить кольпоскопию до­вольно просто, она не показана в случаях, когда в нижней трети влагалища нет воспалительных изменений и выделения из него отсутствуют.

Рис. 6-25. Реконструкция наружных половых органов после травмы, а - состояние после обширных повреждений, полученных в резуль­тате дорожно-транспортного происшествия; б - обозначена линия разреза перед реконструктивной операцией; в - рубцово-изме-ненные ткани иссечены на всю глубину; г- вид промежности после заживления раны.

Фазово-контрастная микроскопия секрета из влагалища

Взять влагалищный секрет для исследования можно с помощью пипетки, мочевого катетера для одноразового использования, баллончика для отсасывания, применяемого у новорожденных.

Каплю нативного секрета наносят на пред­метное стекло вместе с каплей 0,9% раствора натрия хлорида, перемешивают их, покрывают покровным стеклом и препарат исследуют под фазово-контрастным микроскопом. Желательно, чтобы врач, осматривающий пациентку, сам оце­нил результат исследования. При фазово-кон-трастнои микроскопии можно отчетливо разли­чить:
  • эпителиальные клетки влагалища (степень про­лиферации);
  • лейкоциты;
  • эритроциты;
  • бактерии (палочки, кокки, «ключевые» клетки);
  • трихомонады;
  • грибы (гифы, споры, см. рис. 6-26);
  • сперматозоиды.
Лейкоцитоз — наиболее существенный при­знак воспаления.

Рис. 6-26. Фазово-контрастная микроскопия нативного секрета влагалища. Видны гифы грибов Candidaalbicans. Стрелками по­казаны споры.

Окрашенный препарат

Окрашенный препарат можно приготовить дополнительно к нативному или подвергнуть на-тивный препарата окраске. Обычно препарат ок­рашивают метиленовым синим или по Граму. Для окраски метиленовым синим мазок фиксируют над пламенем спиртовки с обратной стороны, погру­жают в раствор метиленового синего на 1 мин, после чего промывают проточной водой, промо­кают фильтровальной бумагой. После нанесения нескольких капель кедрового масла (масляная иммерсия) препарат исследуют под микроскопом.

Окраска препарата метиленовым синим по­зволяет поставить лишь предварительный ди­агноз. Особенно отчетливо видны в таком препарате гонококки, которые окрашивают­ся в темно-синий цвет.

При выявлении гонококков готовят другой препарат, окрашенный по Граму. Можно также обесцветить препарат, окрашенный метиленовым синим, и перекрасить его по Граму. Для исследо-

вания на гонококки лучше взять секрет непос­редственно за наружным отверстием уретры.Микробиологическое исследованиеНекоторые возбудители, например (3-гемоли-тический стрептококк, стрептококки группы А и хламидии, без системной этиотропной терапии могут вызвать значительные поражения. При дру­гих возбудителях, обычно заселяющих зев или кишечник, для подавления инфекции оказыва­ются достаточными гигиенические мероприятия и местная терапия.Для микробиологического исследования мате­риал, взятый стерильным ватным тампоном, пере­носят в забуференную промежуточную среду. Для исключения хламидиоза материал переносят в спе­циальную транспортную среду. Для обнаружения хламидии используют метод иммунофлюоресцен-ции или полимеразную цепную реакцию (ПЦР).

Дифференциальная диагностика вульвовагинита

Клинические проявления

Клиническая картина вульвовагинита доволь­но однообразна. Обычно отмечается покрасне­ние вульвы с резко очерченными границами, скопление секрета в преддверии влагалища. Де­вочки жалуются на жжение или зуд в области вульвы, который становится причиной расчесов. Нередко вульвовагинит сопровождается дизури­ей и девочки жалуются маме на боль при моче­испускании. Тщательно собранный анамнез по­зволяет уточнить причину дизурии:

uhimik.ru

ГОТТЕНТОТЫ: САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ НАРОД АФРИКИ

Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, низкий рост (150-160 см), желто-медный цвет кожи. При этом кожа готтентотов очень быстро старится,  и люди среднего возраста могут покрыться морщинами на лице, на шее, на коленях. Это придает им преждевременно старческий вид. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая с медным отливом кожа придают бушменам некоторое сходство с монголоидами. Кости конечностей у них имеют почти цилиндрическую форму.  Для них характерно наличие стеатопигии - положение бедра под углом  90 градусов к талии. Считается, что так они адаптировались к условиям засушливого климата.

Что интересно, жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Женщины часто имеют непомерно развитые длинные половые губы. Такую особенность стали называть  готтентотским передником. Эта часть тела даже у невысоких готтентоток достигает 15–18 сантиметров в длину. Половые губы иногда  свисают до колен. Даже по туземным понятиям этот анатомический признак отвратителен, и с древних времен у племен был обычай удалять половые губы перед вступлением в брак.

После того, как в Абиссинии появились миссионеры и стали обращать в христианство туземцев, был введен запрет на такие хирургические вмешательства. Но туземцы стали противиться таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе жениха. Тогда сам Папа Римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Жан-Жозеф Вирей так описывал этот признак. «У бушменок есть нечто вроде кожаного фартука, свисающего с лобка, закрывая половые органы. В действительности, это не более, чем удлинение малых срамных губ на 16 см. Они выступают с каждой стороны за большие срамные губы, которых почти нет, и соединяются сверху, образуя капюшон над клитором и закрывая вход во влагалище. Их можно поднять над лобком, как два уха». Далее он делает вывод, что этим «…можно объяснить естественную неполноценность негритянской расы по сравнению с белой».

Ученый Топинар, проанализировав особенности койсанской расы, пришел к  выводу, что наличие «передника» совершенно не подтверждает близость этой расы к обезьянам, так как у многих  обезьян, например, у самки гориллы,  эти губы совершенно невидимы. Современные генетические исследования установили, что среди бушменов сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Что указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа и говорить, что готтентоты – не люди, по меньшей мере ненаучно. Именно готтентоты и родственные им группы относятся в главной расе человечества.

Археологически зафиксировано, что уже 17 тысяч лет назад койсанский антропологический тип отмечался в районе слияния Белого и Голубого Нила. Кроме того, фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи явно напоминают женщин койсандской расы. Некоторые оспаривают корректность этого сходства, так как бёдра найденных фигурок выдаются под углом 120° к талии, а не 90°.

Полагают, что готтентоты, как древнее аборигенное население южной оконечности Африканского материка,  некогда расселялись и кочевали с огромными стадами по всей Южной и значительной части Восточной Африки. Но постепенно  со значительных территорий их вытеснили негроидные племена. Готтентоты тогда обосновались в основном в южных районах современной территории ЮАР. Они раньше всех народов юга Африки освоили выплавку и обработку меди и железа. А к  моменту появления европейцев начали переходить к оседлости и заниматься земледелием.

Путешественник Кольб  описывал их способ обработки металла. «Выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубины  и разводят  там сильный огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет жёлоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно».

Вместе с тем, мерилом богатства у этого племени всегда был скот, который они оберегали и практически не использовали для еды.  Скотом владели большие патриархальные семьи, у некоторых поголовье доходило до нескольких тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины готовили пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища всегда была основой питания племени. Если они хотели поесть мяса, то добывали его на охоте. Весь их быт до сих пор подчинён скотоводческому образу жизни.

Живут  кой-коин  в лагерных  стоянках – краалях. Эти стоянки сделаны в виде круга и обнесены  изгородью из колючих кустарников. По внутреннему периметру расположены круглые хижины из прутьев, покрытые шкурами животных. Хижина имеет диаметром 3—4 м; закреплённые в ямках несущие жерди скрепляются горизонтально и покрываются плетёными тростниковыми циновками или шкурами. Единственный источник света в жилище — низкая дверь (не выше 1 м), прикрытая циновкой. Основная мебель — кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда — горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. 50 лет назад использовались каменные ножи, которые сейчас заменены на железные.  Каждая семья занимает  отдельную хижину.  Вождь  с членами клана живет в западной части крааля. При вожде племени имеется совет старейшин.

Раньше готтентоты одевались  в накидки из выделанной кожи или шкуры, на ногах носили сандалии. Они всегда были большими любителями украшений, причем их любят как мужчины, так и женщины. Мужские украшения - браслеты из слоновой кости и меди, а женщины предпочитают  железные и медные кольца, ожерелья из скорлуп. Вокруг щиколотки они носили полоски кожи, которые трещали, ударяясь друг о друга. Так как живут готтентоты в крайне засушливом климате, моются они очень своеобразно: натирают тело влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся. Вместо крема до сих пор используют животный жир.

Раньше у готтентотов практиковалось многожёнство. Уже к началу 20 века моногамия сменила полигамию. Но до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» — выкупа за невесту скотом, либо деньгами в сумме, эквивалентной стоимости скота. Раньше существовало рабство. Рабы-военнопленные обычно пасли скот и ухаживали за ним. В 19 веке часть готтентотов  была обращена в рабство, смешалась с рабами-малайцами и с европейцами. Они образовали особую  многочисленную этническую  группу населения Капской провинции  ЮАР. Оставшаяся часть готтентотов бежала за реку Оранжевую. В начале 20 века эта часть вела ожесточенную  войну с колонизаторами. В неравной борьбе они потерпели поражение.  Было истреблено  100 000 готтентотов.

В настоящее время сохраняется всего несколько  небольших племен готтентотов. Они живут в резервациях и  занимающихся скотоводством. Современное жилище, как правило, небольшие квадратные домики из 1—2 комнат с железной крышей, скудной мебелью и алюминиевой посудой. Современная одежда у мужчин — стандартная европейская; женщины предпочитают заимствованную у жён миссионеров одежду XVIII—XIX века, используя цветные и яркие ткани.

Основная масса готтентотов  работает в городах, а также на плантациях фермеров. Несмотря на то, что некоторые утратили  все особенности быта и культуры и приняли христианство, значительная часть кой-коин  сохраняют культ предков, почитают луну и небо. Верят  они в Демиурга (небесного бога-творца) и героя Хейсиба, почитают божеств безоблачного неба Хума и дождливого — Сума. В качестве злого начала выступает кузнечик богомол.

Готтентоты считают роженицу и ребенка нечистыми. Чтобы сделать их чистыми, над ними совершается странный и неопрятный обряд очищения, при котором мать и дитя натирают прогорклым жиром. Эти люди верят в магию и колдовство, амулеты и талисманы. До сих пор существуют  колдуны. По традиции, им запрещено мыться, и со временем они покрываются толстым слоем грязи.

Большую роль в их мифологии играет луна, которой посвящают танцы и молитвы в полнолуние. Если готтентот хочет, чтобы ветер утих, то он берет одну из самых толстых шкур и подвешивает ее на шесте в убеждении, что, сдувая шкуру с шеста, ветер должен потерять всю свою силу и сойти на нет.

Кой-коин сохранили богатый фольклор, у них есть много сказок, легенд. Во время праздников они поют и посвящают свои песни божествам и духам. Их музыка  очень красива, так как этот народ от природы музыкален. В среде кой-коин владение музыкальным инструментом всегда ценилось больше материального богатства. Часто готтентоты поют в четыре голоса, а сопровождает это пение труба.

wowavostok.livejournal.com

7 фактов о готтентотах, которых называют пятой расой

Готтентоты имеют настолько необычную внешность, что историки причисляют ее к пятой расе. Посмотрев на фотографии готтентотов вы не поверите, что такая попа может существовать в реальности, без медицинского участия. Представляем вам 7 интересных фактов об этнической общности готтентотах.

1. Готтентоты — являются самым древним племенем в Южной Африке, сейчас проживают в Намибии. Название происходит от голландского языка «hottentot», буквально переводится как «заика», все дело в языке, который по произношению похож на щелчки.

2. Принадлежат к койсанской расе, которые являются самыми уникальными на планете. В холодное время года, они впадают в состояние неподвижности, схожее с анабизмом.

3. Кожа готтентотов очень рано стареет, люди среднего возраста покрываются морщинами на лице, шее и коленях.

4. Еще одним загадочным явлением являются длинные половые губы у девушек, которые иногда доходят до 15-18 см.

5. Еще одной особенностью готтентотов является наличие стеатопигии, то есть их бедра расположены под углом 90 градусов к талии.

6. Историки считают, что раса, к которой принадлежат готтентоты является самой древней, так как свидетельства об их существовании, глиняные фигурки, наскальные рисунки — возникли еще до существования негроидной расы.

7. Современные готтентоты на данный момент проживают в африканских городах, но многие из них до сих пор верят в колдовство, магию, амулеты и талисманы. А почетом и уважением пользуются колдуны, которым запрещено мыться и со временем они покрываются толстым слоем грязи.

Источник

Понравилось? Расскажи друзьям:

interesnoznat.com

Готтентоты: самый загадочный народ Африки

Готтентоты – древнейшее племя в Южной Африке.  Название его происходит от нидерландского  hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. С  19 века  термин «готтентот» считается оскорбительным в Намибии и ЮАР, где его заменили на термин кой-коин, производный от самоназвания нама. Вместе с бушменами кой-коин принадлежат к койсанской расе – самой своеобразной на планете. Ряд исследователей отмечали способность людей этой расы  впадать в состояние неподвижности, сходное с анабиозом, в холодное время года. Эти люди ведут кочевой  быт, который белые путешственники  в 18 веке считали грязным и грубым.

Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, низкий рост (150-160 см), желто-медный цвет кожи. При этом кожа готтентотов очень быстро старится,  и люди среднего возраста могут покрыться морщинами на лице, на шее, на коленях. Это придает им преждевременно старческий вид. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая с медным отливом кожа придают бушменам некоторое сходство с монголоидами. Кости конечностей у них имеют почти цилиндрическую форму.  Для них характерно наличие стеатопигии - положение бедра под углом  90 градусов к талии. Считается, что так они адаптировались к условиям засушливого климата.

Что интересно, жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Женщины часто имеют непомерно развитые длинные половые губы. Такую особенность стали называть  готтентотским передником. Эта часть тела даже у невысоких готтентоток достигает 15–18 сантиметров в длину. Половые губы иногда  свисают до колен. Даже по туземным понятиям этот анатомический признак отвратителен, и с древних времен у племен был обычай удалять половые губы перед вступлением в брак.

 После того, как в Абиссинии появились миссионеры и стали обращать в христианство туземцев, был введен запрет на такие хирургические вмешательства. Но туземцы стали противиться таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе жениха. Тогда сам Папа Римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Жан-Жозеф Вирей так описывал этот признак. «У бушменок есть нечто вроде кожаного фартука, свисающего с лобка, закрывая половые органы. В действительности, это не более, чем удлинение малых срамных губ на 16 см. Они выступают с каждой стороны за большие срамные губы, которых почти нет, и соединяются сверху, образуя капюшон над клитором и закрывая вход во влагалище. Их можно поднять над лобком, как два уха». Далее он делает вывод, что этим «…можно объяснить естественную неполноценность негритянской расы по сравнению с белой».

Ученый Топинар, проанализировав особенности койсанской расы, пришел к  выводу, что наличие «передника» совершенно не подтверждает близость этой расы к обезьянам, так как у многих  обезьян, например, у самки гориллы,  эти губы совершенно невидимы. Современные генетические исследования установили, что среди бушменов сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Что указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа и говорить, что готтентоты – не люди, по меньшей мере ненаучно. Именно готтентоты и родственные им группы относятся в главной расе человечества.

Археологически зафиксировано, что уже 17 тысяч лет назад койсанский антропологический тип отмечался в районе слияния Белого и Голубого Нила. Кроме того, фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи явно напоминают женщин койсандской расы. Некоторые оспаривают корректность этого сходства, так как бёдра найденных фигурок выдаются под углом 120° к талии, а не 90°.

Полагают, что готтентоты, как древнее аборигенное население южной оконечности Африканского материка,  некогда расселялись и кочевали с огромными стадами по всей Южной и значительной части Восточной Африки. Но постепенно  со значительных территорий их вытеснили негроидные племена. Готтентоты тогда обосновались в основном в южных районах современной территории ЮАР. Они раньше всех народов юга Африки освоили выплавку и обработку меди и железа. А к  моменту появления европейцев начали переходить к оседлости и заниматься земледелием.

Путешественник Кольб  описывал их способ обработки металла. «Выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубины  и разводят  там сильный огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет жёлоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно».

Вместе с тем, мерилом богатства у этого племени всегда был скот, который они оберегали и практически не использовали для еды.  Скотом владели большие патриархальные семьи, у некоторых поголовье доходило до нескольких тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины готовили пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища всегда была основой питания племени. Если они хотели поесть мяса, то добывали его на охоте. Весь их быт до сих пор подчинён скотоводческому образу жизни.

Живут  кой-коин  в лагерных  стоянках – краалях. Эти стоянки сделаны в виде круга и обнесены  изгородью из колючих кустарников. По внутреннему периметру расположены круглые хижины из прутьев, покрытые шкурами животных. Хижина имеет диаметром 3—4 м; закреплённые в ямках несущие жерди скрепляются горизонтально и покрываются плетёными тростниковыми циновками или шкурами. Единственный источник света в жилище — низкая дверь (не выше 1 м), прикрытая циновкой. Основная мебель — кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда — горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. 50 лет назад использовались каменные ножи, которые сейчас заменены на железные.  Каждая семья занимает  отдельную хижину.  Вождь  с членами клана живет в западной части крааля. При вожде племени имеется совет старейшин.

Раньше готтентоты одевались  в накидки из выделанной кожи или шкуры, на ногах носили сандалии. Они всегда были большими любителями украшений, причем их любят как мужчины, так и женщины. Мужские украшения - браслеты из слоновой кости и меди, а женщины предпочитают  железные и медные кольца, ожерелья из скорлуп. Вокруг щиколотки они носили полоски кожи, которые трещали, ударяясь друг о друга. Так как живут готтентоты в крайне засушливом климате, моются они очень своеобразно: натирают тело влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся. Вместо крема до сих пор используют животный жир.

Раньше у готтентотов практиковалось многожёнство. Уже к началу 20 века моногамия сменила полигамию. Но до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» — выкупа за невесту скотом, либо деньгами в сумме, эквивалентной стоимости скота. Раньше существовало рабство. Рабы-военнопленные обычно пасли скот и ухаживали за ним. В 19 веке часть готтентотов  была обращена в рабство, смешалась с рабами-малайцами и с европейцами. Они образовали особую  многочисленную этническую  группу населения Капской провинции  ЮАР. Оставшаяся часть готтентотов бежала за реку Оранжевую. В начале 20 века эта часть вела ожесточенную  войну с колонизаторами. В неравной борьбе они потерпели поражение.  Было истреблено  100 000 готтентотов.

В настоящее время сохраняется всего несколько  небольших племен готтентотов. Они живут в резервациях и  занимающихся скотоводством. Современное жилище, как правило, небольшие квадратные домики из 1—2 комнат с железной крышей, скудной мебелью и алюминиевой посудой. Современная одежда у мужчин — стандартная европейская; женщины предпочитают заимствованную у жён миссионеров одежду XVIII—XIX века, используя цветные и яркие ткани.

Основная масса готтентотов  работает в городах, а также на плантациях фермеров. Несмотря на то, что некоторые утратили  все особенности быта и культуры и приняли христианство, значительная часть кой-коин  сохраняют культ предков, почитают луну и небо. Верят  они в Демиурга (небесного бога-творца) и героя Хейсиба, почитают божеств безоблачного неба Хума и дождливого — Сума. В качестве злого начала выступает кузнечик богомол.

Готтентоты считают роженицу и ребенка нечистыми. Чтобы сделать их чистыми, над ними совершается странный и неопрятный обряд очищения, при котором мать и дитя натирают прогорклым жиром. Эти люди верят в магию и колдовство, амулеты и талисманы. До сих пор существуют  колдуны. По традиции, им запрещено мыться, и со временем они покрываются толстым слоем грязи.

Большую роль в их мифологии играет луна, которой посвящают танцы и молитвы в полнолуние. Если готтентот хочет, чтобы ветер утих, то он берет одну из самых толстых шкур и подвешивает ее на шесте в убеждении, что, сдувая шкуру с шеста, ветер должен потерять всю свою силу и сойти на нет.

Кой-коин сохранили богатый фольклор, у них есть много сказок, легенд. Во время праздников они поют и посвящают свои песни божествам и духам. Их музыка  очень красива, так как этот народ от природы музыкален. В среде кой-коин владение музыкальным инструментом всегда ценилось больше материального богатства. Часто готтентоты поют в четыре голоса, а сопровождает это пение труба.

repin.info


Смотрите также