Женщины у викингов


ЖЕНЩИНЫ ЭПОХИ ВИКИНГОВ – Струны Мира

Свободная, равноправная мужчине, она выбирает, с кем ей жить и предаваться любви, она умеет сражаться и идет в набег вместе с викингами, стильная кольчужка облекает ее стан, меч в руке готов разить без пощады, и ледяной морской ветер развевает ее непокрытые волосы.… Так представляет себе большинство почтенной публики типичную скандинавскую женщину в эпоху викингов.

Конечно, этот будоражащий образ не имеет ничего общего с действительностью.

Бесспорно, скандинавская женщина в VIII-XI вв. имела более высокий статус, чем ее европейские сестры. Ее не принуждали сидеть на женской половине дома, наоборот, она была украшением мужского общества, с ней охотно вели беседы и прислушивались к ее советам. Но закон считался лишь с мужчиной, в чьей абсолютной власти она находилась, муж нес ответственность за ее проступки, и ему же она отдавалась для наказания. Сама женщина не имела почти никаких прав в обществе, она не могла продавать или покупать товары, часто отлучаться из дома, не могла решать судьбу своих дочерей, почти во всех областях Скандинавии она была лишена права наследства, и уж тем более ей не было дано распоряжаться своей личной свободой. Если женщина разводилась или оставалась вдовой, она переходила под опеку своих братьев или ближайших родственников. Отдельное ее существование в мужском мире было невозможным.

В первую очередь я хотела бы развеять уродливый миф о половой распущенности северян. По недомыслию это считается обязательным атрибутом темного языческого общества, в которое только христианство принесло луч света и мораль. Хотя еще в I веке Тацит писал о германских племенах: «У столь многолюдного народа прелюбодеяния крайне редки»! На протяжении столетий культ рода, приверженность к принятым законам и постоянная борьба за выживание выковали в древнескандинавском обществе поистине железные устои. Непорочность и супружеская верность почитались как первейшие добродетели. До замужества девушки находились под присмотром отцов или опекунов, но, хотя они имели право выезжать в гости и общаться с мужчинами, личные шалости были непозволительны. По закону тот, кто дерзнул ухватить барышню за руку, поцеловать или даже посвятить ей любовную вису, должен был платить штраф оскорбленным родичам. Вообще девичья честь считалась честью всей семьи – соблазн или изнасилование влекли за собой кровную месть. В Landnamabok рассказывается о викинге Уни Гардарссоне – вместе с товарищами он зимовал у некоего Лейдольфа в Исландии и попутно соблазнил его дочь. Когда весной выяснилось, что она беременна, Уни пытался обманом избежать ответственности и уплыть в Швецию. Разъяренный отец догнал беглецов и изрубил со своими людьми.

Конечно, в сагах упоминается и о вспыхнувшей между юными сердцами любви, но такие истории редко заканчивались браком. Мужа выбирал отец или родственники, ориентируясь на благородство и состояние мужчины, чтобы супружество принесло семье могущество. В этих делах редко считались с девичьими предпочтениями. В Саге о Ньяле говорится о потрясающей красавице Халльгерд, которая противилась браку с Торвальдом, на что ее отец сказал: “Думаешь, я нарушу данное мною слово из-за твоей гордости? Если не согласишься по доброй воле, тебя заставят”.

Поскольку опороченная девушка навлекала позор на весь род, особую важность имело соблюдение свадебных обрядов, законно передающих целомудренную невесту в руки супруга. Свадебный обряд был многоэтапен и состоял из сватовства – bónorð, покупки невесты – brúðkaup (на этой стадии договаривались о дарах и приданом), обручения – festar и непосредственно свадебного пира с последующей брачной ночью и утренним даром в награду за девственность. Девушка, выданная замуж с соблюдением всех этих формальностей, «купленная даром и словом», называлась óðalskona – брачной, законной женой, наделенной домашней властью и полномочиями. Ее будущие дети считались законнорожденными и имели право на óðal – земельную собственность, передающуюся строго по наследству. Если данный обряд был не соблюден, девушку сманили или похитили, то она считалась наложницей – frilla, независимо от ее происхождения и статуса. Касательно доступных женщин употребляли слова и погрубее – hóra, skækja – шлюха, потаскуха. Многоженство не поощрялось у викингов, да и не было нужно, поскольку наряду с законной женой хозяин дома мог держать несколько таких наложниц, обычно состоявших из военнопленных женщин или рабынь, которые расценивались как товар, наравне с мехами и моржовой костью. Со временем в Скандинавии развился особый институт наложничества: женщины более низкого происхождения становились наложницами знатных мужчин, что повышало их социальный статус, обычно им даже выделяли собственный двор. Дети наложниц были незаконнорожденными и не имели прав на наследство, если глава семьи вообще давал им возможность жить, а не распоряжался отнести новорожденных в лес (такая практика избавления от нежелательного потомства называлась útburðr – дословно «вынос»). Однако если ребенок подавал надежды и выделялся красотой и силой, отец проводил обряд введения в семью – ættleiðing – и наделял его имуществом.

Древние скандинавы в принципе не терпели грязи и блудливости, даже рабы были обязаны с позволения господина жениться на рабынях, а не путаться меж собой как попало. Понятно, что в таких условиях о сексуальной свободе и речи быть не могло – если девушка поддавалась соблазну, она неизбежно втягивала в кровавую мясорубку своего любовника, его родичей и своих близких. В древней Швеции падшая девушка звалась miskunna kona fadhurs ok modhur – “женщина, зависящая от милости отца и матери”, поскольку им было решать, простить ее или лишить прав честной дочери. А для замужней женщины быть пойманной с другим мужчиной означало полный крах в глазах семьи и общества, огласку и позор для всей родни. По закону, муж должен был сорвать с изменницы плащ, отрезать сзади половину платья и в таком виде выгнать со своего двора. И уж тем более никому из викингов и в голову бы не пришло предлагать свою жену другому мужчине.

Впрочем, суровая жизнь, протекавшая в постоянном труде, строгие семейные нравы и сдержанный характер северян изначально не способствовали разгару огненных страстей.

Женщина так же обладала правом на развод, что спасало ее и детей от дурного обращения. Сам по себе развод оскорблял родню обеих семей и служил поводом для распри, однако жены расторгали браки с частотой, возмущавших современников из других стран. После принятия христианства они лишились этой возможности.

Перейдем к следующему расхожему мифу – о северной воительнице. Обычно эта версия подкрепляется двумя аргументами: ведь есть песни о валькириях и есть захоронения, где женщины погребены с оружием. Воистину, немало копий сломано вокруг этого вопроса, но на сегодняшний день 99% исследователей опровергают существование обученных военному делу женщин, принимавших участие в походах и морских набегах. О валькириях можно говорить до бесконечности, но суть одна – пособницы перерождения павшего воина в эйнхерия и проводницы в Вальхаллу, они не имеют ничего общего с женщинами из плоти и крови. Важный момент – валькирии воплощают ярость битвы, жажду крови, исступление, с которым воины убивают друг друга, но сами они не сражаются! В Сагах о древних временах упоминаются воительница Хервёр и ее дочь, но этот материал, как и песни о валькириях, относится к седому древнескандинавскому эпосу и имеет мифологическую подоплеку. Адекватный взгляд «современника» отражен в скальдической поэзии и в родовых сагах, и в них нет намеков на существование женщин, которые сражались бы наравне с мужчиной. “Ты не лучше бабы способен владеть оружием!”, – выговаривал некий Кетилль Раумюр своему ленивому сыну, и его слова подтверждают факт, что девочек не обучали военному мастерству.

Это не означает, что женщина была неспособна на убийство. Конечно, в крайнем случае она могла взяться за топор, защищая себя и домочадцев. В Саге о Гисли жена героя оборонялась вместе с ним от его врагов. Но чаще в противостоянии с грубой мужской силой выигрывала женская хитрость. Известен подвиг женщин в Верендском хераде, в Смоланде, куда в отсутствие конунга и его войска вторглись датчане: жительницы херада торжественно встретили вражескую дружину и устроили пиршество, а после, усыпив бдительность воинов пивом и ласковым приемом, устроили резню. Немногие выжившие датчане бежали с позором, а женщины Смоланда с тех пор получили множество привилегий, в том числе и право на наследство наравне с мужчинами. В память о женской отваге невесты этой области провожались под венец со всеми воинскими почестями.

К этой же традиции можно отнести редкие захоронения, где среди женских украшений обнаружены наконечники стрел или топоры. При этом само боевое облачение отсутствует, а на женских костях нет повреждений и переломов, характерных для сражавшихся мужчин. Вполне возможно, что эти женщины погибли, защищая себя или домашних. Не будем забывать, что могила больше отражает обычаи тогдашнего строя, нежели саму личность усопшего.

В конце концов, древние скандинавы уважали свою натуру – вот чему следует поучиться современному обществу. Вести себя неадекватно своему полу было делом немыслимым. Считалось, что такой девиант может и вовсе оказаться не человеком, а троллем или хюльдрой. Для мужчины было позором прослыть «мужем женовидным», а для женщины – вести себя мужеподобно. По исландским законам, мужчина даже мог расторгнуть брак с женщиной, если она носила штаны. «Такую женщину постигает та же кара, что и мужчину, который носит рубашку с таким большим вырезом, что видны соски, – и то, и другое – основание для развода», – говорится в Саге о людях из Лаксдаля. Так и произошло: женщина по имени Ауд осмелилась надеть этот предмет мужского гардероба, чем вызвала пересуды и получила прозвище Ауд Штаны. После такого ее муж Торд на тинге объявил о разводе.

Ратное дело, морской разбой, рыболовство, торговля, строительство кораблей, охота, законодательство были атрибутами мужского мира, внешнего мира. В ведении женщины был мир внутренний, тот, что заключался innan stokks, «за порогом», в одале. Замужняя женщина звалась húsfreyja – госпожа дома, и объемная связка ключей на поясе символизировала ее власть. Исключительно от нее зависело благосостояние дома, пока муж добывал богатство и славу в викингских походах. Она распоряжалась домочадцами и рабами, занималась производством продуктов и заготовками на зиму, заведовала полевыми работами и уходом за скотом, изготавливала домотканую одежду и полотна для разных нужд, вынашивала и воспитывала детей. Кроме того, она была искусна в медицине и магии, которая заключалась в рунах, заклинаниях – galdr и ворожбе – seidr. Чародейство и заговоры считались женским делом, хотя были и мужчины, занимавшиеся тем же ремеслом.

Ведение обширного хозяйства в суровых условиях требовало от женщин рассудительности, дальновидности, хладнокровия, а иногда бесстрашия и решительности, от которых зависела жизнь. Характерно, что викинги не требовали мягкости и восточной покорности, наоборот, от жены ожидали разумных советов и твердой поддержки, она одна могла утихомирить гнев мужа, образумить его и, в конечном счете, повлиять на исход дела. Поэтому многие мужчины стремились заручиться поддержкой мудрых женщин, особенно при дворе вождей. Это не было пустяком, учитывая, насколько искусно тогдашние женщины подстрекали мужчин к убийству. Поводом могло послужить что угодно: от банальной женской неприязни и зависти до действительно серьезных оскорблений. Знатная исландка Гудрун подбила своих родичей на убийство Кьяртана, ее возлюбленного, который так и не посватался к ней, после чего ее выдали за другого. Всю жизнь она сожалела об этом: «Тому принесла я величайшее горе, кого я любила больше всех…». Воистину, женщинам не нужно было самим браться за оружие, когда одного только красноречия было достаточно, чтобы разжечь вражду между семьями и пролить кровь. Чаще всего именно сестры, матери и жены напоминали мужчинам о мести, о том, что нанесенные обиды могут быть примирены лишь кровопролитием, попрекали «женовидностью», ленью и трусостью, угрожали разводом и язвительными речами растравливали душу. Это вело к жестоким столкновениям, в которых гибло множество воинов, они также требовали отмщенья, и кровавый круг замыкался.

Характерной чертой скандинавских женщин являлась гордость, усиленная знатным происхождением, а исландки отличались своенравием. Немало заносчивых красавиц позволяли себе надменный тон с мужем или в открытую осыпали его бранью, если он вел себя недостойно. Бывало, мужчины в принципе не могли пойти против несокрушимой воли хозяйки. В Саге о людях из Лаксдаля женщина по имени Вигдис, узнав о подлом сговоре против ее родича, «подняла кошелек и ударила им Ингъяльда по носу так, что сразу же на землю потекла кровь. При этом она сказала ему много презрительных слов, а также что он никогда больше не получит этих денег, и велела ему убираться». Для мужчины считалось недостойным ругаться с женщиной и бить ее, хотя в семейной жизни происходило всякое. Но, несмотря на свое подчиненное положение, женщины не спускали с рук обиды. В Саге о Ньяле есть яркий эпизод, когда Гуннар защищает свой дом от врагов и просит свою жену Халльгерд отрезать прядь ее длинных волос, чтобы заменить порванную тетиву на луке. На что она отвечает: «Теперь-то я отплачу тебе за ту незаслуженную пощечину! Что мне за дело до того, сколько времени ты можешь защищаться?». Гуннар вскоре пал от ран.

Но намного больше встречается примеров супружеской верности, когда жены отказывались спастись и погибали вместе с мужьями, всходили на погребальный костер вслед за супругом или угасали в короткое время «af harmi ok trega» – от скорби и печали.

Безусловно, по твердости духа скандинавские женщины не уступали своим воинственным мужчинам, но при этом не посягали на традиционно мужские занятия. Находясь в мужской воле они, тем не менее, обладали чувством собственного достоинства и пользовались почтением у своих грозных супругов, державших на тот момент в страхе Европу. В принципе, само устройство древнескандинавского общества способствовало взаимоуважению между людьми. И, конечно, всем этим мужчинам и женщинам была ведома ревность, любовь, верность, тоска и желание, о чем так лаконично отзываются саги.

Всем, кому кружат голову развратные и яростные воительницы в доспехах, насаживающие на копья тела врагов, стоит обратиться к древнекельтскому миру. Именно в дохристианской Ирландии женщины правили, участвовали в сражениях, принимали влиятельные решения касательно войн и в безжалостности не уступали мужчинам. Достаточно лишь вспомнить Боудикку, правительницу бриттского племени икенов, под предводительством которой были разгромлены 3 города, а над римским населением учинена жесточайшая расправа. Что же касается сексуальной свободы, то в ирландских законах встречаются около 9 вариантов сожительства мужчины и женщины (не говоря уже о многоженстве и праве первой ночи). В целом, женщина в кельтском языческом обществе занимала очень почетное место. Принятие христианства покончило с этой вольницей – наступило время патриархата. Автор статьи – Siegreiche Zaertlichkeit

struny-mira.ru

Как жилось женщинам в эпоху викингов?

В свое время было много разговоров о той роли, которую играли женщины в эпоху викингов. Были ли они воинами, которые орудовали щитами и мечами бок о бок с мужчинами? Отправлялись ли они вместе с ними в знаменитые плавания викингов к таким далеким местам, как Европа, Россия и Северная Америка? Хотя в некоторых случаях трудно отделить миф от реальности, но становится ясно, что скандинавские женщины в обществе эпохи викингов пользовались большей свободой и властью в своих общинах, чем многие другие представительницы прекрасного пола того времени. Недавние исследования показывают, что многие норвежские женщины чаще, чем считалось ранее, путешествовали вместе с мужчинами. Это позволяет предположить, что женщины также играли активную роль в колонизации новых земель.

Почему скандинавских женщин нельзя назвать викингами?

Технически женщин даже нельзя назвать викингами. Дело в том, что древнескандинавское слово vikingar применялось только к мужчинам, как правило, к тем, которые отправились из Скандинавии в своих знаменитых длинных лодках к далеким берегам Великобритании, Европы, России, а также на острова Северной Атлантики и Северной Америки в 800-1100 годах нашей эры.

Но хотя эти викинги стали печально известными как свирепые воины и жестокие захватчики, они также были торговцами, которые установили торговые маршруты по всему миру. Они образовали поселения, основали города (Дублин, к примеру) и оказали воздействие на язык и культуру тех мест, где останавливали свои корабли.

Участие в походах

В то время как ранние исторические исследования о викингах предполагали, что скандинавы-мореходы путешествовали мужскими компаниями, возможно, из-за отсутствия желаемых компаньонок в Скандинавии, более недавнее исследование рассказывает совсем другую историю. В новой работе, опубликованной в конце 2014 года, ученые использовали митохондриальную ДНК в качестве доказательства того, что норвежские женщины присоединялись к своим мужчинам во время путешествий к Англии, Шетландским и Оркнейским островам и к Исландии. Более того, они были важными участниками этих процессов миграций и ассимиляций. Особенно в ранее необитаемых районах, таких как Исландия, норвежские женщины были чрезвычайно важны для заселения новых поселений и их процветания.

Общество эпохи викингов

Как и во многих традиционных цивилизациях, в эпоху викингов, по существу, доминировали мужчины. Они занимались охотой, боевыми действиями, торговлей и сельским хозяйством, в то время как жизнь женщин была сосредоточена на приготовлении пищи, уходе за домом и воспитании детей. Большинство захоронений времен викингов, найденных археологами, отражают эти традиционные гендерные роли: мужчин, как правило, хоронили с оружием и инструментами, а женщин - с предметами домашнего обихода, рукоделием и ювелирными изделиями.

Свобода

Но женщины в Скандинавии эпохи викингов действительно наслаждались необычной степенью свободы для того время. Они могли владеть собственностью, просить развода и возврата своего приданого, если их брак заканчивался. Женщины, как правило, вступали в брак в возрасте от 12 до 15 лет. Его организацией занимались семьи, но женщины имели право голоса в этом вопросе. Если женщина хотела развода, она должна была вызвать свидетелей в свой дом к брачному ложу и объявить перед ними, что она разводится со своим мужем. Брачный договор указывал на то, как семейное имущество будет разделено в случае развода.

Кто был главным в семье?

Хотя мужчина был главой семьи, женщина играла активную роль в управлении как мужем, так и домашним хозяйством. Норвежские женщины имели полную власть в домашней сфере, особенно когда отсутствовали их мужья. Если мужчина в семье умирал, его жена принимала на себя все обязанности и самостоятельно работала на семейной ферме или в торговом бизнесе. Многие скандинавские женщины эпохи викингов были захоронены с кольцами ключей, которые символизировали их роль и власть в качестве домохозяек.

Высокий социальный статус

Некоторые женщины имели особенно высокий статус. Одно из самых больших захоронений, когда-либо найденных в Скандинавии, принадлежит «королеве» - женщине, которая была похоронена в пышно украшенном корабле вместе со многими ценностями в 834. г. н.э. Позднее, в девятом веке, дочь норвежского вождя Гебридов (островов у северной Шотландии) вышла замуж за короля викингов в Дублине. Когда ее муж и сын умерли, она оставила домашнее хозяйство и организовала путешествие на корабле для себя и своих внуков в Исландию, где стала одним из самых важных поселенцев колонии.

Скандинавские женщины-воины

Были ли женщины-воины в обществе эпохи викингов? Хотя относительно немногие исторические записи упоминают о роли женщин в битвах викингов, историк византийской эпохи Йоханнес Скилицы оставил свидетельства о женщинах, которые сражались вместе с мужчинами в битве против болгар в 971. г. н.э. Кроме того, датский историк 12-го века Саксон Грамматик писал об особой женской общине, представительницы которой одевались как мужчины и посвятили себя обучению фехтованию и другим воинским навыкам. Более того, некоторые из них участвовали в битве при Бровалле в середине восьмого века. В своей знаменитой работе «Деяния данов» Саксон писал о женщине из этой общины по имени Лагерта, которая воевала вместе с известным викингом Рагнаром Лозбруком в бою против шведов, и так впечатлила его своим мужеством, что он решил жениться на ней.

Большая часть того, что мы знаем о женщинах-воинах эпохи викингов, происходит из литературных произведений, в том числе романтических саг Саксона. Рассказы о женщинах-воинах, известных как валькирии, возможно, были основаны на сведениях об этих женских общинах времен викингов, и они, несомненно, являются важной частью древнескандинавской литературы. Учитывая распространенность этих легенд, наряду с более широкими правами, статусом и властью, которыми они пользовались, кажется вполне вероятным, что женщины в обществе викингов действительно иногда брали в руки оружие и боролись, особенно когда кто-то угрожал им, членам их семей и имуществу.

fb.ru

Женщины-викинги: какими они были

В эпопее «Викинги» жена короля норманнов Рагнара Лодброка вместе с другими воительницами носит меч и кожаные доспехи, доблестно сражается. После смерти Рагнара она занимает его трон, к ней переходит власть над землями мужа.

Вот что пишет о королеве норманнов Саксон Грамматик: «...Опытная в ратном деле женщина по имени Ладгерда, которая имела мужественное сердце, хотя и была лишь девушкой. С распущенными по плечам волосами она сражалась в числе первых среди самых отважных воинов. Все восхищались её непревзойдёнными подвигами, так как её развевавшиеся за спиной волосы выдавали, что она женщина».

Отдельно средневековый хронист выделяет силу духа воительницы, которая в битве за власть убивает своего второго мужа Харальда: «...В чьём нежном теле скрывался несравненно более суровый дух, примерами своей выдающейся отваги смогла уберечь своих уже было дрогнувших воинов от желания бежать. Совершив обходной манёвр, она вышла в тыл ничего не подозревавшего врага, посеяв в его лагере страх и смятение. Под конец войско Харальда пришло в замешательство, а сам он, видя гибель своих воинов, бежал. Вернувшись после боя домой, Ладгерда ночью вонзила в горло своего мужа наконечник копья, который она спрятала в своём платье, присвоив, таким образом, себе всю его власть и звание. Эта своенравная женщина считала более для себя удобным править королевством без мужа, чем быть вынужденной делить его с ним».

В историческом сериале роль Лагерты исполняет актриса украинского происхождения с канадским паспортом Кэтрин Винник. Известно, что она имеет лицензию телохранителя.

russian7.ru

Воевали ли женщины викингов?

  • В мире искусства полно тайн. Одна из них - смерть Наташи Захарченко: таинственная история и незакрытое полицейское дело. 20 июля ей…

  • Genie Espinosa всегда знала, что однажды она станет иллюстратором. Но по мере того, как она становилась старше, жизнь мешала – так часто…

  • Понятно, что многие талантливые, даже великие художники прошлого века, от Текса Эйвери, Чака Джонса и Билла Уоттерсона, ушли работать в…

  • Причины попадания в сумасшедший дом в Западной Вирджинии с 1864 по 1889 год включали в себя лень, эгоизм, разочарование в любви, женскую…

  • Левитин Анатолий Павлович, советский и российский живописец, педагог, профессор. Член Президиума и Вице-президент Российской академии…

  • Ну…, пока есть только пример. Многие из нас (и я - обязательно) следят за успехами AI в сфере искусства. Это увлекательно. Работа AI в…

  • Уличное искусство часто рассматривается как выражение восстания против истеблишмента. Итак, почему уличное искусство стало настолько популярным…

  • Итальянский художник Giuseppe Ragazzini, родился в Лондоне, теперь успешно работает в Риме. Его работы украшают концертные экраны, благодаря…

  • Они определятся с кандидатурой малыша уже этой осенью. Есть одно важное значение королевского института: соблюдение традиций.…

tanjand.livejournal.com

10 ужасающих фактов о викингах

?

Карл Кори (karhu53) wrote, 2016-09-13 10:15:00 Карл Кори karhu53 2016-09-13 10:15:00 Categories:

  • общество
  • семья
  • история
  • Cancel
10 ужасающих фактов о викингахСегодняшние обыватели думают, что викинги, которые были группой неорганизованных кланов, живущих в северной части Европы, были кровожадными дикими великанами, которые только тем и занимались, что непрестанно воевали с цивилизованными странами в Европе. На самом деле, они были обычными, средних размеров мужчинами, нравы которых не намного были кровожаднее, чем у средневековых европейцев. Викинги были невероятно плодовитыми моряками и торговцами.Находясь практически постоянно в состоянии войны, викинги были жестокими и безжалостными воинами. Они победили почти всех своих врагов, с какими  они когда-либо сталкивались. Из-за их особенным верованиям и религии, образа жизни, насилие и войны были частью повседневной жизни. Это лишь некоторые ужасающие факты об их жизни.

Викинги были самой доминирующей боевой силой в Европе в период с конца 8- го века по середину 11- го века. Огромным преимуществом варягов было то, что когда они шли в бой, они входили в состояние транса, называемое “Берсерк”. В таком состоянии они без разбору убивали любого, кто попался им на пути.Одна из теорий гласит, что викинги входили в состояние Берсерк из-за того, что они ели псилоцибиновые грибы, более известные, как волшебные грибы. Теория заключается в том, что грибы вызывали у них галлюцинации. Это также повышало уровень адреналина.Женщины викингов были очень осведомлены во врачевании и здоровье своих мужчин. После кровопролитных и ожесточенных битв, которые были частью жизни викингов, женщины викингов оценивали, насколько опасную рану получал воин. Для этого они поили раненых воинов бульоном, который приготавливали из лука-порея и зелени.После еды женщины нюхали запах раны. Если они чуяли запах бульона, они знали, что рана была слишком глубокой, и нет никакого способа, чтобы вылечить её. В таком случае женщины не лечили таких воинов, зная, что они умрут в ближайшее время. Они тратили свое время и использовали свои средства только на воинов, которым они могли помочь.Викинги использовали различного вида оружие, такое как топоры и копья. Даже их щиты были использованы в качестве наступательного оружия. Однако их самым ценным оружием были их длинные мечи. Викинги называли свои мечи “вдоводел” и “труп-Брэмбла,” и мечи передавались из поколения в поколение. Когда мальчик викинг вырастал и ему дарили меч, их отцы рассказывали о всех мужчинах, которые погибли от меча. Это помогало передать свои семейные традиции и внушить мысль о благородстве в бою.Мечи были обоюдоострыми и достаточно острыми, чтобы прорезать череп человека, или отсечь конечность одним ударом. Мужчины несли свои мечи обычно на спине, и спали рядом с ними. Они были вооружены все время из-за семейных распрей. Фракции викингов постоянно воевали. Мужчины должны были уметь защищать свои дома, свои семьи и защищать своих лидеров и глав ярла.Система правосудия викингов была иной, чем сегодня. В частности, оскорбление кого-либо более высокого класса был запрещено, но убийство не всегда было незаконным. Например, если кто-то был убит, то семья убитого могла также убить убийцу. Конечно, это приводило к длительным  войнам связанным с кровной местью.Другой способ разрешения споров был Холмганг. По сути, это была дуэль с одного человека с другим, который чувствовал, что с ним поступили неправильно. Бой должен был быть проведен в течение недели и кто-то мог добровольно воевать вместо человека, которому был брошен вызов.Если лицо, которому был брошен вызов не пришел на поединок, он автоматически признавался виновным. Если обвинение было достаточно страшным, то любой человек, из любого социального класса, имел возможность легально убить этого человека. Это означало, что если лидер клана не пришел на дуэль,  раб мог убить его без каких-либо правовых последствий.Викинги любили насилия, поэтому не будет сюрпризом, что их игры также были связаны с драками и боями. В играх викингов, смерть и серьезные травмы были обычным явлением. Было такое правило, что мужчины могут прекратить играть, когда они этого захотят. Если их убили, это была их собственная вина.Смысл одной игры, которую они называли конкурс на “плавание”, заключался в том, чтобы удержать противника по водой так долго, как только возможно.  Если человек не мог достичь поверхности, он тонул. Борьба была еще одним важным аспектом культуры викингов. Она помогала им оставаться в форме, даже когда они не совершали грабительских набегов.Если сами игры не были настолько опасными, то бои и драки могли вспыхнуть в любой момент. В одной исторической летописи содержался рассказ, как во время игры, в которую играла группа мальчиков, шестилетний мальчик загнал топор в голову другому мальчику, потому что он избил его в начале игры. Драки иногда могли привести к кровной мести, которая могла длиться годами.Так как жили Викинги в северной части Европы, где условия были очень жесткими и насилие было частью повседневной жизни, они хотели, чтобы их дети были крепкими м сильными. В культуре викингов, все, включая детей, должны были работать. Как они становились старше, все мужчины должны были воевать и все женщины должны были работать по дому. Если ребенок родился с уродством или получил инвалидность, они часто выносились на улицу и умирали от переохлаждения.В то время как женщины имели больше прав в обществе викингов по сравнению с другими обществами, девушки считались менее ценными. Мужчины могли владеть землей, богатством и ценились как воины.

Считается, что эпоха викингов началась в 793 н. э., когда налетчики, вероятно, из Норвегии, напали на монастырь Линдисфарн у побережья северо-восточной Англии. Викинги продолжали совершать налеты на деревни и монастыри вдоль европейских берегов до 1066 года. Однако исследователи не уверены в причинах, почему викинги начали свои набеги.Одна теория заключается в том, что мужчины викинги хотели завладеть женщинами, потому что благодаря селективному инфантициду в их обществе наблюдалось расстройство в соотношении мужчин и женщин.Некоторые генетические тесты, которые проводятся на современных гражданах  Исландии, подтверждают эту теорию. Викинги колонизировали Исландию более тысячи лет назад и с тех пор, миграция в Исландию практически  не наблюдалась. Их испытания показали, что около 80% мужчин-поселенцев в Исландии, родом из Норвегии и 63% женщин — поселенцы с Британских островов. Как могло произойти масштабное межвидовое скрещивание между норвежскими мужчинами и женщинами из районов, которые викинги грабили. Очень маловероятно, чтобы женщины самостоятельно эмигрировали в Исландию, по собственному желанию.

Эрик Рыжий был слишком жестоким для викингов

Викинги были и преданные воины, которые были известны своей жестокостью. Так или иначе, но Эрик Кристоффер Ниман был слишком жестоким для них. Более известный как Эрик Рыжий, он родился в Норвегии где-то около 950 года. Когда Эрик был ребенком, его отец был сослан за убийство, и его семья переехала в Исландию.Эрик получил свое знаменитое прозвище из-за его рыжих волос.  Живя в Хаукадале в Исландия, Эрик вызвал оползень, разрушив дом своего соседа — Эйуолфа. А родственники Эйуолфа, убили его слуг в отместку. Разъяренный Эрик убил Эйуолфа и защитников его клана. Семья Эйуолфа требовала правосудия, и Эрик был изгнан.Эрик и его семья переехали на север, но остались в Исландии. Они создали ферму на острове Оксней. Обосновавшись там, новый сосед по имени Нфран, который строил свой дом, попросил у Эрика во временное пользование деревянные балки, которые имели особое религиозное значение. Эрик согласился, но когда он потребовал вернуть их обратно, Нфран отказался вернуть их. Последовала ссора, и были убиты два сына Нфрана и несколько его друзей. Эрик, в очередной раз был изгнан.Эрик и его семья поселились в Гренландии, став первыми людьми на острове. Когда изгнание закончилось, Эрик вернулся в Исландию и призывал людей переселяться в Гренландию. Были созданы две колонии и Эрик доживал остаток своих дней там с семьей. Среди его сыновей был Лейф Эриксон, который был первым европейцем, добравшимся до Северной Америки и создавшим там колонии, почти на 500 лет раньше, чем Христофор Колумб.Человеческие жертвоприношения.Ходили слухи, что викинги совершают человеческие жертвоприношения. Однако, монахи, ответственные за эти труды никогда не видел саму церемонию.Тем не менее, не было никаких конкретных доказательств того, что викинги совершали человеческие жертвоприношения до 2011 года, когда человеческие кости, наряду с жертвенными ювелирными изделиями и оружием, были найдены на территории поселения викингов рядом с Тиссо в Дании.

Известна довольно ужасная казнь викингов, под названием Кровавый орел, но оказывается, она предназначалась для королевской семьи.Казнь Кровавый орел проводилась в несколько этапов, начиная с того, что жертва была привязана лицом вниз. Затем началось настоящее веселье. На спине казнимого делались кровавые надрезы в форме орла с распростертыми крыльями. Потом топором, по одному,  взламывались ребра от позвоночника. Как только это было сделано, кожа натягивалась так, чтобы выломанные ребра выглядели, как крылья. Якобы, это все делалось, пока жертва была еще жива, что важно для следующего этапа, когда соль втиралась в раны на спине. Чтобы покончить со всем этим, через спину вырвались легкие.Викинги изображали исполнение своих казней, а по их хроникам такая казнь проводилась только дважды. Однако современные исследователи уверены, что казнь Кровавый орел была просто метафора, так как человек не может выжить все эти процедуры над своим телом.

karhu53.livejournal.com

Скандинавские женщины

Скандинавские женщины, которые были женами викингов, пользовались куда большим уважением, чем большинство их современниц в других частях света.

В Скандинавии есть места, названные в честь женщин, из чего следует, что им разрешалось владеть землей и прочей собственностью. Иногда дочери наследовали часть состояния своих родителей.

Правда, статус женщин зависел от их общественного положения. Супруга богатого вождя была свободнее в своих поступках и обладала большим авторитетом, чем жена землепашца.

Браки у викингов

Обычно родители сами подбирали своим детям жен и мужей, и многие браки заключались из материальных и политических соображений, а не по любви. Перед свадьбой жених предлагал подарок отцу невесты — часть своего имущества заранее оговоренной стоимости. Это называлось выкупом.

Отец невесты давал за ней приданое в виде товаров или денег. После свадьбы и выкуп, и приданое оставались собственностью женщины. Свадебная церемония сопровождалась у викингов грандиозным пиршеством с множеством гостей.

В одной из саг свадьба Хейдрек и Херборга описывается следующим образом:

«Свадебного пира, подобного этому, наша земля еще не видывала; он длился месяц».

После свадьбы

Обязанности замужней женщины были весьма многообразны. Она готовила пищу для всех домочадцев, пекла, варила пиво и прочие алкогольные напитки. В богатых семьях эту работу выполняли за нее рабы.

Много времени занимали у женщины прядение и ткачество. Она должна была обеспечить всех членов семьи необходимой одеждой, а также изготовляла одеяла и ткала гобелены для украшения стен дома.

Жена крестьянина должна была доить коров и овец и делать из молока масло и сыр. Она ухаживала за курами и гусями, а во время уборки урожая помогала мужу в поле. Наконец, на ней лежала забота о семейном бюджете и присмотр за рабами.

Женщины присматривали за маленькими детьми, а также заботились о любом из членов семьи, когда тот заболевал. Для этого каждая женщина должна была знать, как смешивать травы и минералы, чтобы приготовить из них нужные лекарства и снадобья.

Домохозяйка всегда носила с собой связку ключей от своего хозяйства, служивших символом ее статуса и ответственности. Обычно они висели на цепочке, прикрепленной к броши на ее тунике. Это были ключи от входной двери, от сундука, игравшего роль сейфа, и от ларцов, где хранились драгоценности, шелка и изысканные восточные пряности.

О многоженстве у викингов

До того как скандинавские народы приняли христианство, любому мужчине, кроме раба, позволялось жить сразу с несколькими женщинами, если он того пожелает. При этом у него была одна законная жена, как правило, принадлежавшая к тому же социальному слою, что и ее супруг. Она же являлась хозяйкой дома. Другие женщины обычно находились на положении домашних рабынь.

Гостеприимство викингов

Викинги гордились своим гостеприимством: отказать гостю в крове или пище считалось позором. В обязанности хозяйки дома входила забота о гостях ее мужа.

На пиршестве вождя его супруга выставляла на стол все лучшее из еды и напитков, что было в хозяйстве. Во время пира жена вождя должна была одаривать воинов своего мужа, дабы вознаградить их за преданность. Подобная награда ждала и скальда, который сочинит песню или поэму, прославляющую храбрость ее мужа и его щедрость.

Муж в командировке

Если муж был воином или купцом, проводившим многие месяцы вдали от дома в военных походах или торговых поездках, жена в его отсутствие была ответственна за состояние дел в хозяйстве. Она могла принимать от имени супруга любые решения, заключать сделки с заезжими торговцами.

Женщина из знатной семьи отвечала еще и за безопасность своего дома. В одной из саг говорится о женщине, которая сама отразила нападение врагов.

Развод у викингов

Если женщина принимала решение развестись со своим мужем, она просто объявляла о своих намерениях нескольким свидетелям. После расторжения брака она имела право забрать с собой свое приданое, а также любую собственность, принадлежавшую ей до свадьбы.

Муж мог развестись с женой точно так же.

Необычные занятия викингов

Данные археологических исследований свидетельствуют о том, что иногда женщины викингов занимались необычными делами. В некоторых письменных источниках упоминаются женщины скальды и даже женщина, высекавшая рунические надписи.

В одном из женских захоронений были обнаружены весы, гири и мерки. Можно сделать вывод, что она была купцом или работала на рынке.

Некоторые женщины играли важную роль в религиозных церемониях и обрядах в честь древнескандинавских божеств.

Среди женщин встречались и прорицательницы; считалось, что они могут предсказывать будущее, давать советы людям в их повседневной жизни.

Дети викингов

Во времена викингов женщины часто умирали во время родов, детская смертность также была очень высока. Иногда младенцев, родившихся с явными отклонениями, оставляли умирать под открытым небом.

Так же поступали и бедные родители, которые не могли их вырастить. Викинги с детства обучались навыкам, необходимым во взрослой жизни.

Мальчики учились охотиться и обращаться с оружием, их обучали крестьянскому делу, ремеслам. Некоторые купцы брали сыновей в торговые поездки, чтобы научить их искусству мореплавания. Девочки учились стряпать, ткать и присматривать за детьми.

Читайте далее:

Ходу! В чем причины популярности скандинавской ходьбы?

prostoznat.ru

Положение женщины у викингов

studopedya.ru


Смотрите также

  • Гипюровое платье для полных женщин
  • Аптечные витамины против выпадения волос у женщин
  • Уролесан при цистите у женщин
  • Под юбкой у зрелых женщин фото
  • Драгоценные камни для близнецов женщины
  • Упражнения для похудения женщинам после 50 лет
  • Симптомы микроинфаркта у женщин пожилого возраста
  • Лечение трихомониаза у женщин препараты
  • Польза езды на велосипеде для женщин
  • Родинка на ладони правой руки у женщины
  • Грыжа у женщин

Женщина во времена викингов пользовалась особым уважением и обладала особыми правами. Вряд ли можно говорить о некоей феминизации общества древних скандинавов, хотя некоторые современные сторонники феминизма и утверждают, что знаменитая скандинавская независимость женщин уходит корнями как раз в эпоху викингов.

Правильность поведения и красота женщины были для викингов особенно приятны, если соединялись со здравым умом, с чувством собственного достоинства и твердым духом. Скандинавы верили, что у мужественных женщин будут такие же дети. Знаменитый конунг Рагнар Лодброг говорил: «Я выбрал для своих сыновей такую мать, которая передала им свое бесстрашие». Во многом внимание мужчин к таким неженским качествам матерей своих будущих детей объяснялось тем, что жители Севера надолго покидали свои усадьбы, отправляясь в дальние походы, и воспитывать будущих воинов приходилось женщинам.

Но и девушки внимательно выбирали себе женихов. Для них было важно, чтобы будущий муж проявил себя на поле брани, доказал свою храбрость и честность в бою. Причем молодость часто считалась недостатком жениха. Так, в одной саге норвежская королева Ингибьёрг, делая выбор между двумя претендентами на свою руку, отдает предпочтение пожилому конунгу Геттрику и отказывает красивому и молодому конунгу Олаву. Она сравнивает их с двумя деревьями: одно уже дало прекрасные плоды, а другое едва выпустило весенние листочки.

«Глупо, — прибавляет она, — выбирать неясное будущее».

Равенство положения, воинская доблесть и высокое звание были желательными, если не необходимыми, условиями брака. Разница же в положении могла стать причиной развода.

Сексуальные удовольствия не были, как в сегодняшнем обществе, главенствующей причиной для отношений. Редки, но имели место быть случаи, когда супруга отказывалась от мужа из-за его неспособности и общей слабости, когда тот попросту не являлся способным отцом семейства и воином. Так, в «Саге о Ньяле» рассказывается об Унн дочери Мёрда, которая не боялась признаться отцу (а впоследствии вынести дело о разводе на всеобщее обсуждение) в том, что ее муж «не может быть ей мужем, и нет ей от него никакого прока, как от мужчины, хотя во всем прочем он не отличается от других».

Девушки, имевшие отца и братьев, не могли решить свою судьбу сами. Порядочная дочь всегда предоставляла отцу и старшему брату право выбора себе мужа. Однако редко когда родичи неволили девиц и в большинстве случаев старались прислушиваться к их мнению. Хозяином в доме и старшим в семье всегда был отец. Его слушались не только дочери, но и сыновья, какими бы знатными воинами они ни были.

Независимыми были только вдовы, не имевшие отцов, и девушки-сироты. Они имели право собственного согласия на брак, и, в соответствии с законами, сын не мог выдавать мать замуж против ее воли. Но даже вторичные браки вдовых дочерей, воротившихся в отеческий дом, если отец их был еще жив, зависели исключительно от него. После смерти главы семьи, если имелись наследники, право переходило к его шестнадцатилетнему сыну, который также выдавал замуж и сестер. Только за неимением сына мать имела право выбирать дочери мужа.

Девушка, вышедшая замуж без обряда, сманенная, похищенная или военнопленная, считалась наложницей, каким бы ни было ее происхождение, и дети, прижитые в таком браке, назывались незаконнорожденными.

Добрачные отношения с девицами не приветствовались. Так, конунг Харальд Прекрасноволосый, воспылав страстью к красивой дочери финна Сваей, пожелал в первую же ночь после знакомства возлечь с ней. Отец строго ответил королю, что тот может получить его дочь только после обмена брачными клятвами.

Нарушение этого правила считалось тяжелой обидой не только невесте, но и всем ее родичам. Лишение чести дочери викинга служило причиной для кровавой разборки и родовой вражды.

Лики Громовержцев

Ориентиром для наших далёких предков в отношении внешнего вида служили изображения культивируемых Божеств или имеющиеся представления о них, что вполне естественно для традиционного или религиозного человека. Верующий осознаёт себя истинным человеком лишь тогда, когда он походит на свое божество, на мифических предков, героев-основателей цивилизаций.

У Германцев растительность на лице считалась благородным признаком. У германцев, скандинавов и северных славян длинные волосы отличали свободных мужей от рабов, клеймом которых была бритая голова. Остригание бороды приравнивалось к лишению чести и наказанию. Напротив, южных славян отличала бритая голова со свисающим чубом (оселедец) и длинными усами.

Один прозывался длиннобородым или серобородым. Top — краснобородым. Сохранились устные изображения Тора с бородой. В саге об Эйрике Рыжем Торхалль Охотник говорит: «Ну что, разве Рыжебородый не оказался сильнее вашего Христа?» В Эдде говорится о волосах и бороде свободных людей, ярлов и конунгов. Обритие бороды считалось у германцев высшим бесчестьем. Ношение бороды отражалось в именах и прозвищах, которые получали Германцы: Бьерн Синезубобородый, Бродди Бородач, Бьяльви Бородач, Гнуп Борода, Грим Мохнатые Щёки, Сигтрюгг Шёлковая Борода, Торвальд Кучерявая Борода, Торвальд Синяя Борода, Торгейр Борода-По-Пояс и т.д.

Напротив, южнославянские племена практически не имеют длиннобородых и длинноволосых богов. Чрезвычайно распространены идолы с усами, но без бород. Русы IX—X вв. поклонялись не Седобородому Одину или Рыжебородому Тору, а Перуну, у которого «ус злат». Не известно ни одного русского эпического или исторического персонажа, в прозвище которого отразились бы борода и её свойства (сравним с прозвищами викингов), зато: Василий Ус, Усыня-богатырь из сказок, Белоус, Сивоус и т. д.

Отпускание бороды получило широкое распространение на Руси вместе Христианством. Стоглавый собор запрещал бритьё бород и голов как признак ереси. Так, например, в грамоте царя Алексея Михайловича бритьё бороды приравнивается к таким действиям, как кликание Коляды, Усеня и Плуга, распевание «бесовских» песен, скоморошество, печение обрядовых хлебцев в виде птиц и зверей, признаваясь пережитками языческого прошлого.

Свидетельства об идоле Перуна в Киеве говорят о серебряной голове с золотыми усами, но о бороде нет никаких указаний в исторических памятниках. Аналогию летописному Перуну составляет снабжённый серебряными усами Черноглав с Рюгена. Основной кумир этого острова — Святовит — «имел волосы и бороду, острижены кратко». Таким образом, очевидно, что усы или усы с бородой —

непременный атрибут громовержца у славянских народов, а серебряность головы может указывать на возраст или мудрость.

В саге о сожжении Ньяля и его сыновей с глубоким сожалением, как о прискорбном физическом недостатке достойного и почтенного человека, главного героя, отмечается: «Но у него не было бороды». Ненавидящая Ньяля Халльгерд

— только она и никто другой — называет его безбородым. «Вы с Ньялем друг другу подходите — у тебя все ногти вросли, а он — безбородый», «Кто же нам отомстит? Не безбородый ли?», «Почему он не навозит навозу на свой подбородок, чтобы быть «КАК ВСЕ МУЖЧИНЫ»?», «Мы зовём его безбородым, а его сыновей — навознобородыми». На эти оскорбления сыновья Ньяля отвечают убийством родича Халльгерд. Действие саги происходит во второй половине X в. Так, бритая голова была признаком полного падения и обнищания, унизительным и постыдным, «безбородый» и «навознобородый» — смертельные оскорбления для скандинавов X—XI вв.

Теперь сравним с былиной, в которой Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ:

«У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые: В три-ряд вились вкруг верховища (макушки — прим.) А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!»

Именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные «под горшок» («в три ряда» вокруг макушки). Запустившего себя, позволившего волосам отрасти, Добрыню в буквальном смысле родная мать не узнала!

Вот какое историческое описание мы встречаем о языческом Князе Святославе:

«Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светлыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, на одной стороне её свисал клок волос — признак знатности».

Подобный облик находиться в противоречии со скандинавскими обычаями: если у русов обритые голова и подбородок были «признаком знатности рода», то у скандинавов — клеймом позора и предельного унижения. Таким образом, усы и чуб (оселедец) являются атрибутами славянского воина. Святослав был воином и выглядел соответствующе. Впоследствии, подобный внешний вид унаследовали Запорожские казаки.

Но нужно отметить, что у некоторых норманнов тоже были чубы! Но у каких норманнов? Обычно у тех, которые общались со славянами: занимали высокую должность при дворе князя, либо входили в варяжскую дружину. Норманны, которые завоевали Англию, также имели выбритые головы и широкий чуб спереди. Такая прическа была распространена и среди кельтов. Последние считали длинные копны волос признаком божественности. В IX веке, при династии Каролингов, франкские воины носили прическу, которая напоминала чуб-

оселедец.

Славянский Громовержец Перун с грозным взглядом, свисающими усами и чубом, или могучий рыжебородый Тор, Германский Громовержец — сегодня для нас это маловажно. Современное общеевропейское язычество сливается в своей общей обращенности к нашим предкам и предоставляет право выбора походить на то или иное божество. Мы не делим нашу общую традицию на верную или ложную и для нас сегодня обе трактовки облика божества-громовержца, которому уподоблялись наши далекие предки, являются одинаково приемлемыми.

Совершенно другое дело, когда люди, называющие себя язычниками, последователями викингов и варягов, уподобляется мусульманам и следуют заветам Мухаммеда, который сказал: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!»